?

Log in

No account? Create an account

Галерея ХудПромо

ул. Жуковского, 6

Previous Entry Share Next Entry
Одесская школа. Авангардный класс
hudpromo
 Часть 3  

Бойчукисты и школа
монументального искусства




 Послереволюционная Одесса постепенно погружалась в пучину соцреалистических стереотипов. Особенно это стало заметно после свёртывания НЭПа, когда окрепшее советское правительство начало все активнее закручивать гайки в культурной сфере. Именно на этот период приходится расцвет одесской бойчукистской школы, отчасти повторившей трагическую судьбу всего украинского бойчукизма.  
В 1923-м на базе Одесского художественного училища был создан Политехникум изобразительного искусства, где сразу же открылось отделение монументально-декоративной живописи. Создателями и руководителями отделения были бойчукисты – художники Г. Комар, И. Гурвич и М. Гронец. Следуя идеям Михаила Бойчука, который лично принимал участие в разработке учебных планов политехникума, педагоги основали в Одессе школу монументальной фресковой живописи. Бойчукисты в Одессе создали целый ряд монументальных росписей – монументально-декоративное оформление интерьеров Одесской Восточной палаты (1925), росписи в селах Катаржином и Краснославе (1925-1926).
 

В своих росписях одесские монументалисты ориентировались на эстетические установки Бойчука, соединяли традиционную пластику и колорит украинского народного рисунка с эстетикой мексиканских монументальных росписей, в частности, опирались на творчество Хосе Клименте Ороско и Диего Риверы, уже получивших в те годы мировую известность. Одной из вершин деятельности преподавателей политехникума и студентов-монументалистов стали росписи двух этажей Крестьянского санатория им. ВУЦИК на Хаджибее (1927). Руководителем работ на Хаджибее выступал сам Бойчук.

В 1929-1930 гг. выпускники и студенты политехникума, среди которых стоит отметить Н. Павлюка, М. Шехтмана, И.Пастернака, Я.Тимофеева, Г.Довженко и др., создали росписи в Доме прессы им. М.Коцюбинского, а в 1931-1932 гг. политеховцы работали над оформлением Дома Госуправления (сейчас - Дворец Студентов). К сожалению, уже вскоре после реализации этого проекта одесская традиция монументализма оборвалась – большинство росписей, созданных ранее, были закрашены или просто погибли. Знаменитое здание санатория им ВУЦВК просуществовало до 1964 года, когда оно было разрушено во время перепланирования парковой территории Хаджибея. Уже к концу 30-х традиция бойчукизма в Одессе была полностью забыта. Большинство художников либо уехали из Одессы, либо «перековались» в правоверных соцреалистов и старались не вспоминать о бойчукистском прошлом. 
 

Время без авангарда 

С 30-х по 50-е годы ХХ века в одесском искусстве почти безраздельно воцарился соцреализм. Связующим звеном между новаторством 10-20-х и следующей волной авангарда,  стали такие художники и педагоги Теофил Фраерман, Михаил Жук и Николай Шелюто.




Шелюто Н. Выплавка стали. Эскиз. 1927г.



Т. Фраерман. Мужской портрет. 1930-е.

Одной из самых ярких личностей, связующих две эпохи, был Теофил Фраерман (1883-1957). Он получил образование в Одессе, Мюнхене и Париже, в 1910-е работал с Эдгаром Дега, общался с Огюстом Роденом, дружил с Анри Матиссом, Жоржем Руо и Марком Шагалом, был одним из лидеров одесских «Независимых»… Вернувшись в Одессу в 1917 году из-за болезни матери, он остался в ней навсегда. Фраермана обвиняли в формализме, лишали возможности выставляться, отстраняли от преподавания, но он продолжал работать, создавая утонченные холсты и гуаши, сохраняя своеобразие авторской  манеры и высокую живописную культуру «парижской школы».  Фраерман воспитал многих учеников, в том числе будущего патриарха новой одесской живописной школы Юрия Егорова  и первопроходца одесского авангарда второй волны Олега Соколова.

Один из первых украинских модернистов Михаил Жук (1883-1964) переехал в Одессу в 1925 г. Жук учился в Киеве у Н. Мурашко, затем в Кракове у крупнейшего представителя польской сецессии Станислава Выспянского. Близко дружил с М. Коцюбинским, был учителем П. Тычины. В своем творчестве Михаил Жук эволюционировал от сецессии к кубизму. Он создал (и сохранил) серию портретов деятелей «расстрелянного возрождения» - Леся Курбаса, Мыколы Зерова и др., сам пережил арест в 1932году. До конца жизни преподавал в керамику Художественном институте (ныне Художественное училище имени Грекова).

В начале своего творчества Николай Шелюто (1906–1984), ученик Фраермана, Жука и Волокидина, находился под влиянием сезаннизма, кубизма и бойчукизма. Впоследствии уничтожил многие ранние работы (Юрий Егоров вспоминал, что когда ему довелось въезжать в бывшую мастерскую Шелюто на Княжеской 27, он увидел в подъезде выброшенные кубистические холсты, которые вскоре куда-то пропали.). Художник вынужденно нашел свою нишу в импрессионизме образца Южнорусской школы.

 

Суровый стиль и начало неофициального искусства

Переходным этапом от безвременья к эпохе рождения второго одесского аванграда стала деятельность представителей «сурового стиля». Суровый стиль – это романтическое течение в живописи, которое зародилось в Совестком Союзе в 60-е годы. Корни сурового стиля восходят к раннему этапу развития социалистического реализма – к 20-м годам –творчеству Александра Дейнеки и других мастеров этого периода. Герой нового времени, воспетый художниками сурового стиля – геолог или нефтяник, осваиватель целины или молодой ученый. В Одессе главными представителями сурового стиля были Александр Ацманчук и Юрий Егоров.

Для творческой манеры Ацманчука (1923-1974) был характерен интерес к наследию французского постимпрессионизма и переосмысление ренессансной чувственности (особенно в портретной серии). Живопись Ацманчука ознаменовала обновление одесской живописной традиции, разрыв с безликим выхолощенным соцреализмом.

Творчество  Юрия Егорова (1926-2008) – классика одесской школы. Ученик Теофила Фраермана и выпускник Ленинградской Академии художеств, Егоров – один из крупнейших украинских художников второй половины ХХ века, блестящий колорист и изысканный пластик. На рубеже 50-60-х годов ХХ века он решительно порывает с натурализмом и литературностью и создает собственную живописную систему, опирающуюся на модернистскую условность, мощь и раскованность изобразительного языка, колористическую специфику южно-русской школы и переосмысление вековыхтрадиций европейской живописной культуры. Его живопись  во многом предвосхищает искания нонконформистов 60-х-70-х. Егоров всегда поддерживал этих  художников и пользовался несомненным авторитетом в их среде.

Ю.Егоров. Спящий на песке, конец 1960-х

К этому же времени относится зарождение в Одессе неофициального искусства. Знаковой фигурой этого периода стал Олег Соколов (1919-1990) – визионер и мистик, ученик Фраермана, от которого унаследовал любовь к модернизму и тягу к эстетическим экспериментам. Долгое время Соколов работал в Музее западного и восточного искусства, создавал символистскую графику под влиянием мирискусников, увлекался оп-артом  и абстракционизмом, японской культурой, теософией, музыкой, визуализация которой стала одним из важных аспектов творчества художника.

О. Соколов. Тобой пролитое вино. 1951г.

 


  • 1
Очень интересно. А еще картинки есть?

  • 1